Не будь у нас особого видения на предмет того, что традиционный академический подход к освоению материала не самым лучшим образом соответствует глубокому пониманию, у этих статей не было бы причин появиться. Существует достаточное количество учебников по бухгалтерскому учету. Зачем компилировать еще один? Свои воззрения на дидактику эффективного изучения мы свели к определенному алгоритму действий. Подводя промежуточный итог, изложим в сконцентрированном виде то, как мы следовали этому алгоритму в рамках первого цикла нашей работы:
1. Описать Предметную область.
Существуют субъекты, которые осуществляют финансово-хозяйственную деятельность. Для ряда целей необходима определенная информация, характеризующая эту деятельность. В рамках бухгалтерского учета осуществляется сбор и обработка такой информации.
2. Определить Требования к Системе.
Бухгалтерский учет должен обеспечить:
- регистрацию учетных данных;
- хранение учетных данных;
- формирование сводных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность.
3. Определить имеющиеся Средства реализации Требований к Системе (описать служащую для реализации этих Требований Систему).
3.а. Выявить и описать Элементы Системы.
3.б. Выявить и описать Правила, по которым взаимодействуют Элементы Системы.
1. Финансово-хозяйственная деятельность есть совокупность отдельных Операций (осуществили оплату поставщику, оприходовали товар, заплатили налоги, заправили автомобиль, ... )
2. Операции в финансово-хозяйственной деятельности характеризуются определенными Параметрами. Для целей учета существенны такие, как Содержание операции, Дата операции, От кого, Кому, Номенклатура, Стоимостные и количественные показатели и прочие.
3. Регистрация учетных данных состоит в записи в хронологическом порядке информации о событиях в финансово-хозяйственной деятельности. Т.е., регистрации Содержания Операций и других характеризующих ее Параметров.
4. Зарегистрированные записи о событиях в финансово-хозяйственной деятельности служат основой для формирования сводных учетных данных, характеризующих данную финансово-хозяйственную деятельность.
5. Формирование сводных учетных данных состоит в выборке, группировке и исчислении зарегистрированных данных о Хозяйственных операциях, их Параметров.
6. Наиболее простым способом регистрации учетных данных является Простая запись в хронологическом порядке о событиях в финансово-хозяйственной деятельности.
4. Выявить Проблемные ситуации как несоответствие рассматриваемой Системы описанным Требованиям.
Записи о событиях в финансово-хозяйственной деятельности мы регистрируем последовательно, в хронологическом порядке. Для Целей контроля, анализа, принятия управленческих решений и прочих нам нужны сгруппированные сводные данные по объектам учета – наличные денежные средства, безналичные денежные средства, склад товаров, поставщики, покупатели и т.д. Для получения этих сводных данных из общего массива зарегистрированных записей необходимо выполнять выборки и группировки. Это является очень трудоемкой, многократно повторяемой процедурой.
5. Разрешить Проблемные ситуации, преобразовав Систему.
Вместо Простой записи в хронологическом порядке использовать Запись в хронологическом порядке о событиях в финансово-хозяйственной деятельности в структурированном относительно объектов учета виде.
На этом первый цикл анализа и преобразования имеющейся в нашем распоряжении Системы завершен. Далее нам предстоит анализировать на предмет соответствия Требованиям, наличия Проблемных ситуаций уже Запись в хронологическом порядке о событиях в финансово-хозяйственной деятельности в структурированном относительно объектов учета виде. И так по кругу, до тех пор, пока преобразованная нами Система не окажется достаточно совершенной.