Автор Тема: 2. О буквах и слонах  (Прочитано 1992 раз)

Марченко И.Ю.

  • Администратор
  • Новичок
  • *****
  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля
2. О буквах и слонах
« : 08 Июня 2022, 15:08:10 »
         Один из академических способов передачи друг другу опыта… «Знающий-обучающий» оформляет свои знания в текст. «Обучаемый» этот текст изучает и пытается достичь понимания.

         Напрашивается необходимость раскрыть, что есть «достичь понимания». Вот только если мы подойдем к этому вопросу всерьез и ответственно, стараясь добиться выверенности и отточенности представлений о понимании, столкнемся с тем, что это крайне непросто. Поэтому заведомо не будем пижонить, разбрасываться словами. Ограничимся этим отправным моментом в его житейском, обывательском представлении: ««Знающий-обучающий» оформляет свои знания в текст. «Обучаемый» этот текст изучает и пытается достичь понимания.»   

         Окей… Два человека, условно Иван и Василий, пишут на листе бумаге печатными буквами: «СЛОН». Что есть слон? Крупное с двумя большими бивнями хоботное млекопитающее тропических стран? Да. Но, помимо этого, для Ивана слон – это милое, доброе, обаятельное существо из детских мультиков, а для Василия – мерзкий, временами агрессивный и упрямый серый монстр, которого он ненавидит, устав ухаживать за ним, будучи рабочим в зоопарке…

         Получается, что «СЛОН» для Ивана и Василия как бы один, но одновременно это еще и два достаточно разных слона. Т.е., когда эти слоны будут вплетены в некоторые контексты, с которыми столкнутся Иван и Василий, изучая текст, это будет один и тот же текст несколько о разном. И понимания, к которому они стремились, либо не произойдет, либо оно окажется искаженным.

         Учтем еще, что для иллюстрации данной идеи взят достаточно конкретный материальный объект. На слона, в случае чего, можно хотя бы пальцем показать. А если мы обратимся к таким понятиям, как «счет», «проводка», «коммуникация», «знание», «смысл», ... Некая данность, сформулированная как «счет есть способ группировки текущего отражения имущества, обязательств и операций»… Насколько содержательным представлением о сущности того, что есть счет в бухгалтерском учете наполняет Вас это определение?

         «Знающий» формулировал, писал, старался… Он пребывает в восторге от того, насколько исключительно по сути, хорошо и понятно ему удалось изложить в тексте то знание, которым он обладает. Вон какая у него армия благодарных учеников! Но для всех ли все так заведомо чудесно? К изучению этого текста приступает еще один «обучаемый». N-ное по счету прочтение. Определения освоены уже без малого наизусть. Вопросы на понимание… Один… Второй… Третий… И, выясняется, что его (понимания) как не было, так и нет. Знакомая история?

         Чем же определяется различие между личным составом армий понимающих и «не»? Врожденными интеллектуальными способностями? Степенью проявленного усердия? Чем-то еще? Можно ли пониманию научиться, развить его как навык? Имеет ли значение способ организации обучения? Способ работы над текстом? Способ работы с текстом? Каковы принципы и методы организации эффективного обучения?

         Ведь зачем нам «пустой звук»? Нам «пустой звук» не нужен…   
« Последнее редактирование: 09 Июня 2022, 12:46:08 от Марченко И.Ю. »