Последние сообщения

Страницы: 1 [2] 3
11
         4. Выявить Проблемные ситуации как несоответствие рассматриваемой Системы описанным Требованиям.

         Далее, действительно, возникает вопрос – а что, собственно, не устраивает? Все у парней аккуратно учтено и записано. Ничего не потеряно. Неделя прошла, присели вечерком, посчитали общую доходность, проанализировали, какие товарные позиции приносят большую прибыль, сколько заработали, ...

         Или система категорически несовершенна? В чем это состоит? С какими Проблемными ситуациями доведется столкнуться при такой организации учета? Вы уже задали себе эти вопросы и сами видите эти слабые места? Насколько приемлема и хороша "простая запись в хронологическом порядке о событиях в финансово-хозяйственной деятельности" как система учета? В чем содержание Проблемных ситуаций? 

        Излагаю видение свое...

        Если мы не поленимся взять за основу эту или подобную предпринимательскую ситуацию и смоделировать процедуру ведения учета, то увидим, что регистрация записей о событиях в финансово-хозяйственной деятельности – это далеко не все содержание учета, а только его начало. Сами по себе эти записи выступают только основой для формирования ряда сводных показателей, которые, в свою очередь, представляют уже более значимую ценность.

         Одна из таких ценностей - контроль за сохранностью денежных средств, материальных ценностей, расчетов с контрагентами. Например, на сегодняшнее утро в условной кассе наших героев было 452 рубля. Согласно записям, в течение дня они получили выручку в размере 376 рублей. И осуществили платежи на 215 р. Т.е., на конец дня в кассе должно быть 452 р. + 376 р. – 215 р. = 613 р. Пересчитали. По факту – 599 р. Где 14 рублей? Вспомнили! В обед Евгений накрыл небольшой стол соседкам по торговой точке. Дело, конечно, благородное. Финансы не исключают джентльменских поступков. Они просто любят точность и порядок. Иначе, в какой-то момент можно сильно удивиться – так успешно шли дела, а вдруг, оказывается, мы банкроты. Похожим образом, посредством сводных показателей учет обеспечивает контроль за материальными ценностями, расчетами с контрагентами и всем остальным.

         Другая ценность - сводные учетные данные, сгруппированные определенным образом, позволяют осуществлять анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Одержимы мы идеей, - сейчас вложим в товар 1 000 р., реализуем с наценкой 400 %, и за вычетом расходов должны получить 2 500 р. чистой прибыли. Но, это было в планах. А как вышло фактически?

         Но, давайте еще раз посмотрим на табличку – прообраз записей, которые ведут Сергей и Евгений в записной книжке. Что в этой последовательности строк обеспечивает контроль и анализ? Все правильно... Для получения этих показателей зарегистрированные записи нужно еще обработать – выбрать, соответствующим образом сгруппировать и исчислить. Если нас интересуют данные о наличных денежных средствах, - выбрать, сгруппировать и исчислить только операции с наличными денежными средствами. Если о футболках женских х/б, значит операции только с ними.

         И вот теперь давайте представим себе, что за плечами у Сергея и Евгения уже полтора года этой предпринимательской деятельности. Кроме того, настолько успешно развивающейся, что на день сегодняшний у них целая сеть торговых точек, штат продавцов, большой склад, мелкооптовые партнеры, … Кому-то передают товар с отсрочкой платежа. Кому-то наоборот, по предоплате, … А система учета – все та же записная книжка, «простая запись в хронологическом порядке о событиях в финансово-хозяйственной деятельности». Только это уже не книжка, а несколько очень многостраничных томов. И для получения показателей, обеспечивающих контроль и анализ, им нужно эти записи обрабатывать – выбирать и группировать в объемах тысяч страниц…

         Вам их не жалко? Нет ощущения того, что такую систему учета можно усовершенствовать? Если да, то как?

         Подводя итог, зафиксируем Проблемную ситуацию как несоответствие рассматриваемой Системы описанным Требованиям... Записи о событиях в финансово-хозяйственной деятельности мы регистрируем последовательно, в хронологическом порядке. Для целей контроля, анализа, принятия управленческих решений и прочих нам нужны сгруппированные сводные данные по объектам учета – наличные денежные средства, безналичные денежные средства, склад товаров, поставщики, покупатели и т.д. Для получения этих сводных данных из общего массива зарегистрированных записей необходимо выполнять выборки и группировки. Это является очень трудоемкой, многократно повторяемой процедурой.   

12
         Я осуществляю первые шаги в освоении Системы бухгалтерского учета. Представления о ней пока еще смутные. В силу этого, Требования, которые могу к ней предъявить на данном этапе, пока еще далеко не выходят за пределы Описания Предметной области: Существуют субъекты, которые осуществляют финансово-хозяйственную деятельность. Для ряда целей необходима определенная информация, характеризующая эту деятельность. В рамках бухгалтерского учета осуществляется сбор и обработка такой информации.

         Т.е., в формате Требований... Бухгалтерский учет должен обеспечить:
         - регистрацию учетных данных;
         - хранение учетных данных;
         - формирование сводных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность. 
 
13
         Этап 3. Определить имеющиеся Средства реализации Требований к Системе (описать служащую для реализации этих Требований Систему). Т.е., описать Бухгалтерский учет как Систему. И здесь вновь возникает та самая ситуация: "Если бы мы знали, что это такое... Вот тогда - да. А так-то мы ведь не знаем, что это такое..." Безусловно, никто не отнимает у Вас возможность отказаться от этих безобразий, и дисциплинированно присесть за классический учебник по бухгалтерскому учету. Но, я продолжу идти своим путем, который разворачивается согласно уже не раз упомянутому принципу: Те или иные теории, которые мы изучаем, не существовали вечно как некая абсолютная данность. Они были сформулированы человечеством как средство разрешения определенных Проблемных ситуаций. Для того, чтобы понять сущность положений этих теорий, изначально полезно прочувствовать и понять содержание Проблемных ситуаций, средством разрешения которых эти положения явились.

         Вот только, что касательно Бухгалтерского учета... Его зарождение принято исчислять от публикации Лукой Пачоли "Трактата о счетах и записях". Было это в 1494 г. Получается, нам ни много ни мало предлагается каким-то образом переместиться во времени почти на 600 лет назад и провести исследование, - чего же такого в части совершенства учета недоставало тамошним купцам?

         Конечно, это может быть небезынтересно. Дух времени и всякое такое. Но, в предлагаемом подходе для нас ключевым является не достоверность того, как именно это было, а содержание проблематики. Гипотетическая ситуация, в которой финансово-хозяйственная деятельность уже активно осуществляется, а представлений о совершенной и эффективной системе учета еще не существует. Т.е., существенна целесообразность ориентироваться не на историческую реконструкцию, а на моделирование ситуации, не придавая особого значения тому, именно так все и развивалось или сильно по-другому. Тем более, что, изучив «Трактат о счетах и записях», вы не очень-то «узнаете в лицо» то, что представляет собой Бухгалтерский учет как система в наши дни.

         Что же… Представим себе образ купца более современного. Предположим, два товарища, назовем их Сергей и Евгений, где-то в конце 80-х посетили заграницу, обнаружили там обилие дефицитной модной одежды с маржинальностью в случае ее перепродажи в своем городе в 400 %. Уволились с работы и занялись регулярными поездками за этим товаром с его последующей реализацией, сняв в аренду торговую  точку на городском рынке. «Социализм – это учет и контроль…», - учил В.И.Ленин. А капитализм и тем более. Сергей и Евгений с этим глубоко согласны…

         Попытаемся предположить, что же может представлять собой их «система учета» на данном этапе развития.

         Для большего погружения на место героев можно поставить себя. И да… Изначально, а в дальнейшем особенно, прохождение данного курса предполагает активную внутреннюю работу, а не просто читательство. Поэтому, прежде чем переходить к следующей главе, постарайтесь максимально конкретно и обстоятельно описать для себя порядок ведения такого учета. А уже в следующей теме мы сопоставим наши представления.
14
         Бухгалтерский учет.... Согласно Википедии, например, это есть "упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций». Если Вам более чем понятны смысл и содержание этого текста, возможно, не стоит тратить время на дальнейшее изучение предлагаемого материала. Если же нет...

         Возьмем на вооружение подход, изложенный в разделе "Общая дидактика":

        1. Описать Предметную область

         На данный момент я могу не обладать глубокими познаниям в области бухгалтерского учета. Но мои представления о том, что это примерно такое, следующие:

         Существуют субъекты, которые осуществляют финансово-хозяйственную деятельность. Для ряда целей необходима определенная информация, характеризующая эту деятельность. В рамках бухгалтерского учета осуществляется сбор и обработка такой информации.

         Для того, чтобы начать продвижение в области знания, о которой на данный момент имеешь весьма смутное представление, нужно от чего-то оттолкнуться, за что-то зацепиться. Зафиксировать самые первые имеющиеся у нас, отправные представления. Описание Предметной области, с одной стороны, обозначает направление формирования системных представлений о том, что мы собираемся изучать. С другой, - определяет ограничения в части того, что в рамках этих структурных системных представлений будет являться существенным, а что нет.

         Возможно, у Вас какие-то свои отправные представления о том, что такое Бухгалтерский учет. Фиксируйте, формулируйте, выносите на обсуждение в комментариях. Главное, чтобы это были именно Ваши представления. Не тот самый пустой звук, способность воспроизвести текст, а нечто, осмысленное.
15
Общая дидактика / 9. В сухом остатке
« Последний ответ от Марченко И.Ю. 17 Июня 2022, 12:03:20 »
        Ценность всего, что мы обсуждали выше, может быть раскрыта в процессе решения реальных прикладных задач, освоении соответствующих областей знания.

         Как обсуждали выше, во главу нашего продвижения мы положим подход:

         Те или иные теории, которые мы изучаем, не существовали вечно как некая абсолютная данность. Они были сформулированы человечеством как средство разрешения определенных Проблемных ситуаций. Для того, чтобы понять сущность положений этих теорий, изначально полезно прочувствовать и понять содержание Проблемных ситуаций, средством разрешения которых эти положения явились.

         Воплощение же этого подхода на более прикладном уровне можно свети к следующему алгоритму действий:

         1.   Описать Предметную область.
         2.   Определить Требования к Системе.
         3.   Определить имеющиеся Средства реализации Требований к Системе (описать служащую для реализации этих Требований Систему).
                3.а. Выявить и описать  Элементы Системы.
                3.б. Выявить и описать Правила, по которым взаимодействуют Элементы Системы.
         4.   Выявить Проблемные ситуации как несоответствие рассматриваемой Системы описанным Требованиям.
         5.   Разрешить Проблемные ситуации, преобразовав Систему.


         В путь...!


 
16
Общая дидактика / 8. Предметная область
« Последний ответ от Марченко И.Ю. 14 Июня 2022, 18:25:03 »
         Категории Цели и Средств ее достижения, говорите? Да еще и "Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие." Возникает закономерный вопрос – как можно сделать открытие о том, о чем ты не имеешь представления?

         Что такое курица? Если кратко – домашняя птица. Чего непонятного? Но, не кажется ли Вам - понятно потому, что заведомо хорошо известно. А помните наше спонтанное нарушение калибровочной симметрии? Попробуйте объяснить мне или себе, что это такое. Затруднительно?

         И первые вопросы, которые напрашиваются без малого сами собой… Что это? Из какой это области? Для чего это нужно? Из чего это состоит? Как это работает? … ?

         Т.е., для того, чтобы начать продвижение в области знания, о которой на данный момент имеешь весьма смутное представление, нужно от чего-то оттолкнуться, за что-то зацепиться. Зафиксировать самые первые имеющиеся у нас, отправные представления о том, что мы собираемся изучать. Назовем это описанием Предметной области.

         Такое обобщенное описание Предметной области, с одной стороны, обозначает направление формирования системных представлений о том, что мы собираемся изучать. С другой, - определяет ограничения в части того, что в рамках этих структурных системных представлений будет являться существенным, а что нет.

         К примеру, я не обладаю глубокими познаниям в области бухгалтерского учета. Но Предметную область, в рамках которой он проявляет себя как отдельное знание, могу зафиксировать следующим образом… Существуют субъекты, которые осуществляют финансово-хозяйственную деятельность. Для ряда целей необходима определенная информация, характеризующая эту деятельность. В рамках бухгалтерского учета осуществляется сбор и обработка такой информации.

17
Общая дидактика / 7. Разделяй и властвуй
« Последний ответ от Марченко И.Ю. 09 Июня 2022, 17:53:59 »
         Проблемная ситуация – это ситуация, когда есть Требование к системе (Цель), но отсутствуют Средства его (ее) достижения…

         Ок. К примеру. У меня есть Цель – через 40 минут оказаться в определенном месте на другом конце города. И для реализации этой Цели я предполагал использовать такое Средство, как свой автомобиль. Но, вот ситуация… Заводиться не хочет. Нужно бы ее как-то разрешить. Как?

         Мы начинаем анализировать… Где может скрываться причина? В топливной аппаратуре, электрооборудовании, двигателе, ходовой части? Если все же электрооборудовании, то – в состоянии аккумулятора, замке зажигания, сигнализации, свечах, катушках, бортовом компьютере, проводах? Последовательно диагностируя и исключая наличие неисправности в тех или иных элементах, добираемся до причины.
 
         Если подойти к ситуации обобщенно... Что мы при этом делаем? Опираясь на то, что за плечами у нас все же есть некоторый жизненный опыт, наверное, даже сможем охарактеризовать наши действия как то, что мы рассматриваем автомобиль как Систему. Т.е., удерживая представление о данном устройстве как о некоторой целостности, мы одновременно с этим последовательно выделяем ее части.

         Системный подход, теория систем – отрасли достаточно глубокие и сложные. Но, фиксация даже самых отправных представлений способна сыграть существенную роль в нашем дальнейшем продвижении.

         Что можно понимать под Системой? В представлении простом, рабоче-крестьянском, Система – это то, что состоит из частей, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам.

         Зафиксируем так же и основные общие свойства Систем:

        1.   Всякая Система является частью другой Системы, и сама состоит из Систем. Говоря иначе, Системы иерархичны. Иерархическое описание состава и отношения частей системы раскрывается понятием Структуры системы.

         2.   Для частей Системы характерны и важны определенные свойства. Будем именовать их Параметрами.

         3.   Чтобы описать Систему наиболее полно, необходимо учесть наибольшее число ее Надсистем, Подсистем, их Параметров и вариантов взаимодействия. В свою очередь, это способно неоправданно усложнить описание Структуры системы. Для того, чтобы не допустить этого неоправданного усложнения, следует руководствоваться соображения существенности тех или иных рассматриваемых элементов с позиции тех Требований, которые обслуживает данная Система.
   
18
Общая дидактика / Re: 6. Вернемся к нашим Проблемам
« Последний ответ от Марченко И.Ю. 08 Июня 2022, 16:14:50 »
         Анализируя множество ситуаций, которые рассматриваются как проблемные, можно выявить нечто общее. *  В образном изложении для них будет характерно состояние, когда мы чего-то хотим, к чему-то стремимся, но что-то не так, чего-то недостает. В определении более строгом, Проблемная ситуация – это ситуация, когда есть Цель, но отсутствуют Средства ее достижения.

         Такое видение еще раз подтверждает представление о том, что в основе Содержательного обсуждения должна лежать Проблемная ситуация, т.е. иметь место Цель, но отсутствовать Средства ее достижения. Ведь если отсутствует Цель, о чем можно вести речь? А если все в порядке со Средствами ее достижения, то зачем речь вести?

         Попробуем взять на вооружение такое более детализированное представление о сущности Проблемной ситуации. С категориями Цели, Средств ее достижения и состоянием Разрыва – несоответствия имеющихся Средств Целям. Т.е., ситуацией, требующей преобразования, разрешения.

         В ситуации, когда имеем дело с некоторой технологизированной системой, возможно, стоит оперировать термином не Цель, а Требование к системе.

         *Это как раз к вопросу о значимости способности Обобщения, о которой шла речь чуть выше. 😊

19
Общая дидактика / 6. Вернемся к Проблемам
« Последний ответ от Марченко И.Ю. 08 Июня 2022, 16:13:32 »
         Точнее, Проблемным ситуациям. Потому как Проблема – это более глобальная категория. Раз уж в наших подходах Проблемной ситуации определена столь важная роль, не мешало бы попробовать более глубоко разобраться с сущностью того, что она есть такое.

         Чаще всего под проблемной ситуацией принято понимать всякого рода невзгоды. Подруга жалуется: «Я так несчастна…» Ситуация проблемная? Конечно. Но что с этим делать? Вот когда она признается: «Безумно хочу замуж, а достойных кандидатур не нахожу» - здесь уже можно намечать какие-либо пути решения. Т.е., не всяким образом сформулированная Проблемная ситуация одинаково полезна для нас. 

        А каким же образом она должна быть сформулирована, чтобы являться полезной? Что есть, по сути, Проблемная ситуация? Какова ее структура?

         Не спешите следовать по тексту дальше. Подумайте над этим. Изложите свои представления. Мои – в комментарии к теме. 
20
Общая дидактика / 5. Мать учения - Обобщение
« Последний ответ от Марченко И.Ю. 08 Июня 2022, 16:06:57 »
         Был случай. Купили мебель. Сборка в подарок. В назначенное время прибыл специалист. С порога заявил, что пять лет в этой сфере, более 1 000 собранных им комплектов. Начинается процесс. Участвую в качестве подсобного рабочего. Каркас собран. Дело переходит к монтажу задней стенки. Становится понятно, что шкаф перекошен, углы не прямые. И здесь звучит сакральное: "Наверное, надо было сначала прибить заднюю стенку. У нее идеальный прямой угол. Выровнять по нему, а потом уже протягивать крепеж каркаса и полок." Не стал задавать вопросы. Но, было интересно - у человека не принято делать выводы из своих предыдущих действий? Обобщать, определять принципы, подходы, методы, на которые он будет опираться в дальнейшем, чтобы избежать те ошибки, с которыми столкнулся ранее... 

         Что значит обобщать? В наших городах и других населенных пунктах тысячи улиц, перекрестков, переходов, светофоров, пересечений с трамвайными путями. Некоторые ситуации просто непредсказуемы. Обеспечивающая безопасность упорядоченность определяется правилами дорожного движения. При этом в них излагаются общие принципы поведения участников дорожного движения. Абсурдно, если бы они описывали, в каком порядке следует двигаться на каждом конкретном перекрестке при каждом из возможных обстоятельств.

         Какое значение имеет Обобщение в условиях, когда положения теории мы собираемся последовательно как бы открывать заново?

         Ну какое-какое? Описали Предметную область. Выявили Проблемную ситуацию. Разрешили ее, совершив для себя то самое маленькое открытие. И дальше у нас есть варианты… Оставить все как есть. Либо подумать над тем, что данная Проблемная ситуация, разобранная на частном примере, является общей, типовой. Равно как и ее решение – так же является общим. А, следовательно, у него есть основания обрести статус одного из принципов, методов, положений, регламентов.

         Из Википедии… «Теория - уровень познания, на котором обобщаются и систематизируются знания о предмете исследования и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения.» По-моему, совпадаем.
Страницы: 1 [2] 3